Курс: Этносоциология (2009)

Цель и задачи курса – ознакомление с основными принципами и понятиями, которые используются при изучении этносоциологических явлений, этнонационального измерения социума, особенностей этнонациональных проблем в российском обществе, а также с различными подходами к трактовке этноса и этничности, их влияния на социальное поведение человека, их значимости в контексте функционирования полиэтнических обществ; формирование у студентов целостного междисциплинарного представления о взаимоотношениях человека, этноса и общества.


Данный курс читается на четвертом году обучения студентов-социологов, поскольку его восприятие требует знания теоретического и практического материала, приобретаемого на предшествующих курсах, и определенного уровня восприятия.


Уровень освоения содержания курса предполагает знание системы социологических понятий, умения применять эти понятия в анализе конкретного этносоциологического материала, а также ознакомления с различными точками зрения и концепциями этносоциальной специфики в социологической науке.

Lectures

Этносоциология (2009). Лекция 2. Основные понятия этносоциологии

Длит: 01:27:02

Основные понятия этносоциологии. «Этнос», «народ», «нация». Дефиниции и соответствующие понятия в иностранных языках. Нюансы смыслов. Соответствия понятиям «этнос», «народ», «нация» в различных исторических типах обществ – архаическом, традиционном, современном, глобальном. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Этносоциология (2009). Лекция 3. Теоретические парадигмы этносоциологии

Длит: 00:00:00

Примордиализм как основная социологическая модель понимания этноса. Баланс биологического и культурного начала в структуре этноса. Конструктивизм и инструментализм. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Этносоциология (2009). Лекция 5. Этносоциология в России

Длит: 00:00:00

Русская этносоциологическая мысль дооктябрьского периода. Теория этноса С.М. Широкогорова. Этнос в теориях П.Сорокина. Теория этноса Л.Гумилева. Проблема этногенеза. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Этносоциология (2009). Лекция 6. Этносы Евразии

Длит: 00:00:00

Индоевропейские этносы и их социальные структуры. Трехчастная структура мифа. Славяне и их этнические особенности. Неславянские этносы в русской истории. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Этносоциология (2009). Лекция 7. Этническая структура России

Длит: 01:27:47

Социальная структура Руси. Русские и малые народы в период СССР. Этносоциальная структура современной России. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Этносоциология (2009). Лекция 8. Этностатика и этнодинамика

Длит: 00:00:00

Этническое самосознание: идентификация «свой»/«чужой». Общность корней, мифа, культуры, происхождения, языка, истории. Функции этнического самосознания. Типы идентичности. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Этносоциология (2009). Лекция 11. Нация

Длит: 00:00:00

Нация. Нация и этнос. Национальное Государство. Нация и общество. Гражданство. Нации и Новое время. Нация и третье сословие. Национализм. Сепаратизм. Ирредентизм. Патриотизм. Национально-освободительная борьба. Фигура Гражданина. Эгоцентрум. Постгероическое общество. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Этносоциология (2009). Лекция 12. Этносы в эпоху глобализации

Длит: 00:00:00

Этнос в условиях глобализации. Статус этноса в международном праве. Этносимулякр. Толерантность. Глобальное гражданское общество (One World). Уместность инструменталистской парадигмы. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Этносоциология (2009). Лекция 13. Этническая структура современной России

Длит: 00:00:00

Этнические процессы в России. Национальные проекты: гражданская нация, нация на этнической основе (Республика Русь), национал-сеператистские проекты. Миграция и её типы. Демография. Конфликты. Этносы и конфессии. Экстремизм. Ксенофобия. Патриотизм. Национализм. Этническая структура и этнические процессы СНГ. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ.

Уэйд Девис: как исчезают цивилизации?

Длит: 00:22:00

Занятия этнографическими исследованиями помогают по-настоящему помнить главное откровение антропологии — идею о том, что мир, в котором мы живем, не существует в каком-то абсолютном смысле; на самом деле он всего лишь одна из моделей реальности, последовательность набора решений, принятых нашими предками.