Онтология и антропология театра: лекция 5. Метафизика Роли

Длит: 23:59:59
2019

1.    Вопрос: актеры играют. Что такое игра понятно. НО кого или что они играют?

 

Это роль – rotulus. Свиток.

Но ясно что они не играют свиток и что это совсем не помогает понять нам, что же актеры играют. 

Роль как свиток это скорее lexis как одна из составляющих трагедии по «Поэтике» Аристотеля.

Скорее они играют «характер», то есть ethos. Он стоит на втором месте в «Поэтике» после мифоса = сценария. 

 

2.    Итак характер. Ethos.

 

Ethos ἦθος, ἔθος. Этимология – привычное место.

 

χαρακτήρ  χαράσσω скребу, знак, зарубка

 

В риторике Аристотель три типа убеждения (пистис – заставить поверить) этос, логос, пафос.

 

Три категории этоса

 

Фронесис,

Арете

Эвнойя

 

Вспомним, что действие представляет подражание лучшим или худшим. Поэтому «характер» как этос есть нечто нагруженное значением образца. ИНыми словами «характер» не нейтрален, он всегда этичен. 

 

3.    Просопоэйя. προσωποποιία

 

Персонаж означает отдельное качество. Иногда предмет говорит.

 

Johann Georg Hamann (1730–1788) критиковал просопоэйю в философии нет мысли есть мышление, нет разума есть деятельность. 

Феноменология характера.

 

Но… не то ли самое имеет в виду Аристотель, когда он подчиняет характер (этос) мифу, рассказу? Значение характера определяется структурой мифа. 

 

Поэтому актер должен быть частью мифа. Его собственная роль определяется цельностью мифа. Он играет часть мифа – момент мифа, но эта часть приобретает смысл только в контексте целого.

 

4.    Снова о мимесисе. Роль не подражание человеку

 

Аристотель настаивает подражание «не людям». Актер не подражает и не действует как человек. ОБразцом для актера, то есть ядро характера, роли является что-то еще.

 

5.    Платонизм роли. Маска духа

 

Анализ маски у Ойгена Финка. Маска как маска духа, даймона, бога.

Актер в роли прячет человека и обнаруживает духа – даймона.

Так актер становится теургическим предметом. Загадочная июнга неоплатоников. Инструмент гадания – игральные кости.

Характер – это также знак, линия, символ.

В роли происходит эпифания. На актера в роли входит присутствие

Так роль есть момент вторжения того, что находится по ту сторону. Невидимое становится видимым.

В платонической топике: роль и есть икона, феномен. В ней проявляет себя парадигма, образец. Космос не есть бог, космос играет роль бога.

Роль в таком случае есть сущность феномена, явления. Роль есть момент иконологии и иконографии.

 

6.    Онтология роли. Бытие роли = феноменология

 

Роль есть сущность любого наличного бытия. И снова мир – это театр. Мир это совокупность ролей. 

Каждая вещь не есть она сама. Она лишь играет роль самой себя.
Вспомним о бытии идей Платона. Идеи суть сущее. Они есть то что есть.

А все остальное – явления. Они не есть в полной мере. Поэтому мир есть поле символов, характеров, этосов… 

Все вещи не есть они сами, но играют роль самих себя.

Солнце играет роль солнца, 

Кот играет роль кота,

Рука играет роль руки

Человек играет роль человека.

 

Актер же тем фактом что осознанно и искусственно  грает роль, показывает всем, что и они играют роль . Зрители играют роль зрителей.

 

7.    Роль как вуаль

 

Роль таким образом двойственна: она вскрывает архетип и прячет его (так как она не архетип). 

Роль есть ревеляция revelatio по Генону. Латинское revelation re-velo от velum, покрывало. Ревеляция – это одновременно и открытие и сокрытие. Роль это со- и от- «крытие».

 

Velum покрывало, вуаль. Вуаль не просто скрывает, но и открывает. Покрывало Исиды – за ним ничего нет. Так как истина апофатична.

Отсюда онтология роли как феноменология.

Быть феноменом значит экзистировать. Роль как экзистенция.

 

8.    Аристотель и два аспета вещи: эйдос и материя

 

Роль как экзистенция есть феномен, нечто экзистирующее.

По Аристотелю в вещи есть эйдос и материя. 

Если по Платону, вещь играет роль архетипа, идеи, то по Аристотелю вещь играет роль самой себя, то есть вещь есть маска своей сущности.

В такой оптике играть роль значит двигаться к своей сущности – к своему я.

Поэтому кот не просто изображает архетип – котовость – но деятельно движется к ней. Роль это путь к самому себе. Кот играющий роль кота осуществляет действие – это и есть жизнь. 

Но и жизнь играет роль жизни. 

Ничто никогда не равно самому себе. 

Индивидуум не возможен – он есть совокупность ролей.

 

9.    Право и метафора театра

 

Право оперирует с персоной. Личность.

В основе права маска. Снова личность социальна, она определяется правовым образом через роль.

Роль взрослого или ребенка, свободного или заключенного, работающего или не работающего, гражданина или не гражданина. 

Театр фундаментален для права (персона) и для политики.

 

10.Социология и метафора театра

 

Социолоия наука об обществе.

Она построена на метафоре театра.

Общество есть пьеса, где каждый играет роль.

Социальная роль и есть сущность человека как личности, которая есть совокупность ролей.

Освободив человека от ролей, мы не получаем ничего. Это пустое место, вакуум. 

Снова: индивидуум невозможен. Он получается путем вычитания из человека всех социальных ролей. Мы получаем не свободу, но ничто. 

Театр фундаментален для социологии.

 

11.Психология и метафора театра

 

Психология хочет проникнуть внутрь отдельного человека. При этом психология возникла в эпоху, когда бытие души отрицалось.

Психология изучает не душу псюхэ, а психику, то есть остатки души, следы, руины, развалины.

В центре внимания психологии индивидуум.

Но исследуя автономную жизнь человека психологи – прежде всего психоанализ, пришли к выводу, что бессознательное структурируется отношением к другому, то есть эросом.

Юнг вообще обосновал коллективную природу бессознательного. Бессознательное населено архетипами как ролями. Психическая жизнь есть взаимодействие ролевых функций.

Так театр вошел в психологию.

 

12. Заключение. Роль как основа метафизики

 

 

Актер не играет роль кого-то или чего-то – он играет роль как таковую. И играя роль, он показывает всем – не только людям, но и предметам всему миру, философскую сущность всего. Он есть вуаль Velum и потому он есть мир. Все только роль и это трагично, но и возвышенно. Это есть одновременно проклятие и спасение, осуждение и оправдание, трагедия и комедия.

AttachmentSize
File leccio6role.pptx7.49 MB