Онтология и антропология театра: лекция 9. Антропологические структуры воображения

Длит: 23:59:59
2019

Введение Снова Метерлинк

1.    Философское воображение

Философское воображеніе—это свойство, очень медленно поддающееся воспитанію. Тутъ мы внезапно попадаемъ на границы человеческой мысли и очень далеко за предѣлы полярнаго круга разума. Здѣсь царить невообразимый холодъ и невообразимый мракъ, а между тѣмъ вы не найдете здѣсь ничего кроме пламени и света. Но для техъ, кто приближается сюда, не подготовивъ свою душу для этихъ новыхъ понятій, этотъ светъ и это пламя темны и холодны какъ нарисованныя. Здесь дело идетъ о самой точной изъ наукъ, здѣсь дѣло идетъ о томъ, чтобы пройти по самымъ суровымъ и необитаемымъ землямъ божественнаго „Познай самого себя", и полуночное солнце царитъ надъ волнующимся моремъ, где психологія человека сливается съ психологіей Бога. Необходимо постоянно вспоминать объ этомъ.

Нѣкогда человѣкъ основывалъ на добромъ смыслѣ  (здравом рассудке) только незначительную и самую вульгарную часть своей жизни. Остальное основывалось на другихъ областяхъ нашего духа, именно, на воображеніи.

Часть 1. Дюран: имажинэр

Антропологические структуры воображения

Жильбер Дюран вводит понятие «антропологические структуры воображения».  Les structures anthropologiques de l’imaginaire

Человек есть имажинэр.

Имажинэр (воображение – воображаемое-воображающее) не свойство человека, но сам человек

«Имажинэр» – некое первичное свойство, представляющее собой одновременно:

·  воображение как способность (инстанция);

·  то, что воображается (воображаемое, представленное, искусственно воссозданное через фантазию);

·  того, кто воображает (воображающий, источник появления фантазии);

·  сам процесс (воображение как функция);

·  и нечто, что является общим и предшествующим и тому, и другому, и третьему (собственно имажинэр).

Имажинэр не душа, но и не психика. Имажинэр первичен

Имажинэр как особая категория, не совсем традиционная, но и не современная. 

У Дюрана есть некоторая параллель с Дазайном Хайдеггера

Озарение Имажинэром 

Теоретические предпосылки имажинэра

Психоанализ Юнга

Башляр и научные грезы

Корбен – имажиналь, алам аль-митхаль, Imaginatrix, imagination creatrice (Ибн Араби)

Раймон Абелио (история про Сюньсюаре Sunsiaré de Larcôn)

Рене Генон

Феноменология?

Базовая топология Дюрана: антропологический траект

Имажинэр и смерть

«Антропологический траект»

Отношение имажинэра к смерти

Вполне театрально: воображение перед лицом смерти (аналог хрупкое пламя души в черном кольце рока)

У Дюрана: смерть=время (феноменология времени, как движение к неизбежной смерти)

Три режима: Театр Воображения

Отношение имажинэра к смерти может структурироваться трояко

Это определяет основу антропологического метода Дюрана

Три режима суть: 

Диурн (дневной)

И два ноктюрна (ночных) – драматический и мистический

Отсылка к драме напоминает, что мы остаемся в области театра

Можно сказать, что Дюран строит модель Театра Воображения 

 

Часть 2  Диурн

 

Режим диурна: строгое различие

Диайрезис

Герой

Постуральность

Смерть как другое

Великий свет

Полет, ангел, стрела

Бездна

Очищение

Меч и скипетр

Зоофобия и реальность дракона

Поход против ночи и раскол воображения

Мизогиния и аскетизм

Идентичность и паранойя

Дуализм

Маскулиноидность

Часть 3. Мистический ноктюрн

Эвфемизм

 Единение

Антифраза

Дигестивный рефлекс как доминанта мистического ноктюрна 

Режим матерей

Утробный пацифизм

Цвет и свет, от солнца к огню

Чаша как эвфемизация бездны

Благие животные

Проглатывающий-проглоченный

Мальчик-с-пальчик

Номенклатура символов ночи

·       материальность, конкретность, чувственность, опору, плотность, субстанцию, экскременты, глину, землю, почву;

·       пищу, напитки, питание, кормление;

·       обладание, богатства, деньги, драгоценности, ценности;

·       жилище, убежище, пещеру, центр, внутренние строения, очаг;

·       воду, море, влагу;

·       могила, колыбель, вместилище, корабль;

·       яйцо, молоко, мед, вино;

·       краски, покрывало, мантию;

·       живот, чрево, гениталии, утерус;

·       большинство женских персонажей религии (Великая Мать, богиня и т.д.);

·       дитя, карликов, эльфов т.д.

Расслоение идентичности и глишроидные свойства

Феминоиды

 

Часть 3. Драматический ноктюрн

Драматический ноктюрн как умеренный эвфемизм

Копулятивная доминанта

Архетип танцора

Смерть и воскресение

Номенклатура символов драматического ноктюрна

Типичными символами синтетических мифов Дюран считает:

·       крест, круг, колесо, спираль, лабиринт, любые круглые предметы;

·       прорастающее зерно, злаковые растения, сезонные всходы, дерево, куст, стебель, цветок, созревание;

·       все виды циклов – сезоны, времена года, астрономические циклы;

·       искусства и их атрибуты (краски, кисти, музыкальные инструменты), маски;

·       эротический символизм во всем его многообразии, боги и богини любви, оргии;

·       огниво (для добывания огня);

·       улитку, раковину, медведя, барана, кролика;

·       колесницу, средства передвижения, путешествия;

·       все виды дуальной симметрии вдоль вертикальной оси, близнечные мифы, удвоение (редубляция), симметричную организацию пространства (по сторонам света).

 

Драматическая идентичность: Гермес и его жезл

Мир невест и путешествия

Перепитэйя

Снова драматический – драма. Драма – действие

Театр область всех режимов, но преобладает в нем драматический ноктюрн.

Отсюда значение перипетэйя – перелом

Важнейшая фигура поэтики -- драматургии

Заключение

Режимы воображения как фундаментальное основание драматургии, актерского мастерства и других форм театра

Антропологические структуры воображения и тетральность

AttachmentSize
File leccio10imaginaire.pptx7.19 MB